Как правильно одолжить машину и показывать ГАИ документы

Автор Алла, 07 Грудня 2011, 14:13:28

« попередня тема - наступна тема »

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Алла

Ликбез: Как правильно одолжить машину и показывать ГАИ документы

07.12.2011

С 13 августа в Украине начало действовать новое автомобильное законодательство, известное в народе как «закон про отмену техосмотра». Но, помимо этого, несомненно главного, изменения, в украинском законодательстве появился ряд других новшеств, существенно изменяющих правила общения сотрудников ГАИ и автомобилистов. Так, теперь у автомобилистов исчезла необходимость передавать в руки инспектору какие-либо документы, в том числе права, техпаспорт и полис автогражданской ответственности. Кроме того, автовладельцы получили право одалживать свой автомобиль без оформления доверенности у нотариуса.

Но первые же две недели показали, что новое законодательство спровоцировало волну конфликтов между инспекторами ГАИ и водителями. Первые упрямо не хотят расставаться с прежними полномочиями, а вторые не всегда правильно понимают свои новые права. Путаницы добавляют и некоторые СМИ, сообщающие, что за отсутствие доверенности водителя могут посадить на 15 суток, а автомобиль заберут на штрафплощадку. Аналогично и с техосмотром — ходят слухи, что теперь ГАИ будет проводить его на дорогах каждый день, останавливая все подряд автомобили с целью выманить с автолюбителей побольше денег (лучше бы техосмотр не отменяли).

«Сегодня», изучив новое законодательство, выяснила, как правильно оформлять документы, общаться с сотрудниками ГАИ и следить за машиной так, чтобы избежать каких-либо проблем.

ПЕРЕДАВАЯ АВТО, ПРОВЕРЬТЕ СТРАХОВКУ. Первая ошибка, которую, судя по автомобильным форумам, совершают украинские водители: следуют тиражируемому рядом СМИ мнению о том, что теперь для передачи автомобиля достаточно лишь отдать в руки другому водителю свидетельство о регистрации (техпаспорт) и ключи. На практике сотрудник ГАИ после остановки автомобиля требует показать еще и полис страхования автогражданской ответственности. И за его отсутствие выписывает штраф в размере 425—850 грн. Естественно, водитель начинает возмущаться и «качать права». В итоге его задерживают на основании ч. 1 ст. 185 КУпАП (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции) — за такое правонарушение предусмотрен штраф от 85 до 255 грн., либо общественные работы сроком от 40 до 60 часов, либо исправительные работы на 1—2 месяца, либо админарест до 15 суток.

КАК ИЗБЕЖАТЬ. В данный момент существует 3 типа полисов ГО. В полисе первого типа застрахован любой водитель за рулем указанного в полисе автомобиля, в полисе второго типа застрахованы записанные в документе водители за рулем указанного в полисе автомобиля. Полис третьего типа обеспечивает ответственность записанного в полис водителя, который садится за руль любого автомобиля.

То есть, вы имеете право передавать автомобиль в таких случаях: если куплен полис первого типа, если этот водитель записан в полис второго типа, либо если у него есть полис третьего типа. Через месяц останутся лишь полисы первого типа (застраховано авто, а не водитель) — для передачи авто действительно достаточно будет лишь передать ключи и техпаспорт.

ДОВЕРЕННОСТИ НЕ ОТМЕНЯЛИ. Растиражированную фразу о том, что «доверенности отменили», не стоит воспринимать буквально. Как и до законодательных изменений, автовладелец сейчас может обратиться к нотариусу и оформить ее. Но теперь это не обязанность, а право владельца, закрепленное в ст. 828 Гражданского кодекса. То есть визит к нотариусу не является обязательным, а договоренность о том, что вы одалживаете автомобиль на время, может быть и устной. Для тех владельцев, которые передают автомобили своим близким, это удобно.

А как быть в том случае, если есть необходимость продать/купить авто «по доверенности» (хозяин остается старым, а у нотариуса оформляют доверенность на право управления)? Так делают чтобы не платить налоги (госпошлину и в Пенсионный фонд, составляющие до 5% стоимости автомобиля) и за оформление в ГАИ. Дело в том, что если владельцу по какой-то причине взбредет в голову заявить об угоне автомобиля (это одна из схем мошенничества), на водителя могут завести уголовное дело по ст. 289. Хорошим выходом является заключение между автовладельцем и водителем письменного договора аренды на длительный срок (например, на 30 лет) за символическую арендную плату. И если нотариальную доверенность можно отменить в любой момент, то разорвать договор — только через суд.

ВОЛГА В СИЗО, НО ДЕЛО ЕГО ЖИВЕТ. Цена полисов автогражданки опять пытаются увеличить без серьезных на то оснований. Автор предыдущего повышения тарифов вдвое экс-глава Госфинуслуг Василий Волга объяснял рост цен потребностью в голографической защите бланков от подделок (по слухам, полиграфисты пообещали ему за это откат). Сегодня разговоры о необходимости повышения тарифов основаны лишь на том, что вводится Европротокол, позволяющий оформлять ДТП без ГАИ. Мол, это вызовет рост случаев мошенничества, а раз у страховщиков возникают новые риски, то их услуги должны подорожать. Я считаю, что такие аргументы не стоят и выеденного яйца. Во-первых, потому, что речь идет только о предположениях. Во-вторых, для борьбы с мошенниками есть милиция — за это они получают зарплату из наших налогов. Страховое мошенничество — уголовное преступление. Так и выводите преступников на чистую воду, заводите дела! Почему законопослушный водитель обязан платить за неизвестных, которые могут совершить преступление?

Я вижу только одну реальную причину для очередного повышения тарифов, — жадность страховых компаний. Которые вместо того, чтобы научиться нормально работать, привлекая клиентов качеством услуг и выплатами, опять занесут деньги чиновникам. Махинации закончились для Волги заключением в СИЗО. Но если новый глава Госфинуслуг посчитает, что у него «крыша» лучше, цены взлетят.

Отмечу, что и нынешние тарифы на автогражданку завышены. Те 800 грн., которые просят сегодня за страховку «Ланоса», проще разменять купюрами по 50 грн. и «предъявлять» гаишникам вместо полиса — хватит на 16 проверок, хотя по факту за год могут не остановить ни разу. Но даже если и оштрафуют, взыскать этот штраф с водителя нереально — госисполнители такими мелкими суммами почти не занимаются. В итоге новое повышение приведет к тому, что страховаться перестанут вовсе. И страховые потеряют намного больше, чем собираються заработать.

ОТМЕНА ТЕХОСМОТРА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛОМКИ. Распространенное мнение о том, что техосмотр для легковых автомобилей, который нужно было проходить раз в два года не отменили, а просто заменили на ежедневный (мол, ГАИ будет останавливать все подряд автомобили и отправлять на проверку с помощью закупленных мобильных лабораторий), также является искажением реальности.

Дело в том, что право сотрудников ГАИ контролировать техническое состояние автомобилей на дорогах существовало и до принятия законодательства, отменяющего техосмотр. В том случае, если инспектор выявил, что водитель нарушает ПДД — продолжает движение при наличии серьезных неисправностей (например, ночью с неработающими фарами), он имеет право запретить движение. Как нам сообщили в Управлении ГАИ, мобильные станции диагностики будут использовать именно для этой цели.

Но для остановки и проверки автомобиля у инспектора должны быть основания. Напоминаем, что в ПДД есть четкий перечень неисправностей, при возникновении которых движение либо запрещено (либо разрешено, но на жесткой сцепке или на небольшой скорости с включенной аварийкой). Например, причиной может послужить неработающая левая фара, треснувшее лобовое стекло, «лысые» покрышки и так далее.

ОТДАВАТЬ ЛИ ДОКУМЕНТЫ В РУКИ ГАИ. Наиболее частая причина конфликта между гаишниками и водителями состоит в том, что водители не дают гаишникам документы в руки — на основании того, что в новой редакции ЗУ «Про дорожное движение» в обязанностях водителя слово «передать» заменили на слово «предъявить». Сотрудники ГАИ настаивают на том, что слово «предъявить» означает «показать, передав в руки». Тогда как в толковых словарях написано, что слово «предъявить» — «показать в подтверждение чего-нибудь».

Между тем, по мнению Управления ГАИ, за передачу документов инспектор имеет право, согласно п. 5 ст. 11 закона «О милиции», задержать водителя, допустившего админнарушение, на срок до 3 часов. Мол, вопросы по правонарушению нельзя решить на месте.

С таким мнением не согласны юристы общественного проекта «Дорожный контроль» (уже выиграли у ГАИ десятки дел). По их мнению, задержание водителя на таком основании является превышением служебных полномочий со стороны сотрудников ГАИ. Водителю в этом случае нужно жаловаться в прокуратуру — вплоть до возбуждения против инспекторов уголовного дела. Так, глава организации Ростислав Шапошников утверждает, что достаточно просто показать документы инспектору через стекло автомобиля.
Источник: www.segodnya.ua

Валентин

Вот всё  хорошо ,все пишут что отменили прохождение ТО ,а  я реально не знаю ,проходить мне или нет его в  2012, поскольку даже на фирме которой я работаю, сделали на все машины  талоны ТО(причём какие то нового образца пластиковые как права),  кто реально скажет нужно проходить ТО или нет?
А то как то терзают смутные сомнения...

Дмитрий

Цитата: Валентин81проходить ТО или нет?

На частную легковую машину, которая не используется в коммерческих целях - Нет.

Дальнейшие рассуждения будут рассматриваться как флуд и будет выдаваться предупреждение. :)
Slavutа 1.2L

Сергей

Прошу не считать за флуд...
Но вчерась на 1-м автоканале был совместная передача с гаишником и автоадвокатом. Так этот высокий ментовский чин подтвердил, что авто массой до 3,5 т и кол-ом мест до 8, не считается коммерческим и не должно проходить обязательное ТО. Так что все, \"относительно\" могут спать спокойно  :D

\"Только дураки учатся на своих ошибках\" Отто фон Бисмарк

Василь

Щодо обов\'язкового технічного контролю транспортних  засобів:
\"З А К О Н   У К Р А Ї Н И
      Про внесення змін до деяких законодавчих актів України
         щодо усунення надмірного державного регулювання
                 у сфері автомобільних перевезень
      4. У  Законі  України  \"Про  дорожній  рух\"  (   3353-12   ),
(Відомості Верховної  Ради  України,  1993  р.,  N  31,  ст.  338;
2002 р.,  N 26,  ст.  176;  2003 р.,  N 29, ст. 233; 2004 р., N 6,
ст. 38;  2005 р.,  N 1,  ст.  1;  2006 р., N 22, ст. 184; 2009 р.,
N 10-11,  ст.  137;  із змінами,  внесеними  Законом  України  від
2 грудня 2010 року N 2756-VI) ( 2756-17 ):

     6) статтю 35 викласти в такій редакції:

     \"Стаття 35. Обов\'язковий технічний контроль транспортних
                 засобів

     Транспортні засоби,  що  беруть  участь  у дорожньому русі та
зареєстровані   у   підрозділах   Державтоінспекції   Міністерства
внутрішніх  справ  України,  підлягають  обов\'язковому  технічному
контролю відповідно до цієї статті.

     Обов\'язковому технічному контролю не підлягають:

     1) легкові автомобілі усіх типів,  марок і  моделей,  причепи
(напівпричепи)   до   них   (крім   таксі   та   автомобілів,   що
використовуються для перевезення пасажирів або  вантажів  з  метою
отримання   прибутку),  мотоцикли,  мопеди,  мотоколяски  та  інші
прирівняні до  них  транспортні  засоби  -  незалежно  від  строку
експлуатації;

     2) легкові  автомобілі,  що  використовуються для перевезення
пасажирів або  вантажів  з  метою  отримання  прибутку,   вантажні
автомобілі незалежно  від  форми  власності  вантажопідйомністю до
3,5 тонни, причепи до них - із строком експлуатації до двох років.

     Обов\'язковий технічний    контроль    транспортного    засобу
передбачає  перевірку  технічного  стану  транспортного засобу,  а
саме:  системи  гальмового  і   рульового   керування,   зовнішніх
світлових приладів,  пневматичних шин та коліс,  світлопропускання
скла,  газобалонного обладнання (за наявності),  інших елементів у
частині,  що  безпосередньо  стосується безпеки дорожнього руху та
охорони навколишнього природного середовища.

     Порядок проведення  обов\'язкового  технічного   контролю   та
обсяги  перевірки  технічного  стану транспортних засобів визначає
Кабінет Міністрів України.

     Обов\'язковий технічний   контроль    транспортних    засобів,
призначених для експлуатації на вулично-дорожній мережі загального
користування та  зареєстрованих  у  підрозділах  Державтоінспекції
Міністерства   внутрішніх   справ   України,  здійснюють  суб\'єкти
проведення обов\'язкового технічного контролю,  які мають на правах
власності  або  користування  обладнання,  що дає змогу перевіряти
технічний  стан  транспортних  засобів  на  відповідність  вимогам
безпеки дорожнього руху та охорони навколишнього середовища.

     Перелік обладнання,   необхідного   для  одержання  права  на
здійснення обов\'язкового технічного контролю транспортних засобів,
а   також   документів,   що   подаються   суб\'єктами   проведення
обов\'язкового технічного  контролю  для  одержання  такого  права,
визначаються Кабінетом Міністрів України.

     Періодичність проходження  обов\'язкового  технічного контролю
становить:

     для легкових автомобілів, що використовуються для перевезення
пасажирів або  вантажів  з  метою  отримання  прибутку,  вантажних
автомобілів (незалежно від форми власності) вантажопідйомністю  до
3,5  тонни,  причепів  до  них із строком експлуатації більше двох
років - кожні два роки;

     для вантажних    автомобілів    вантажопідйомністю     більше
3,5 тонни,   причепів   до  них  та  таксі  незалежно  від  строку
експлуатації - щороку;

     для автобусів та  спеціалізованих  транспортних  засобів,  що
перевозять небезпечні вантажі, незалежно від строку експлуатації -
двічі на рік.

     На кожний  транспортний  засіб,   що   пройшов   обов\'язковий
технічний   контроль   і   визнаний   технічно  справним,  суб\'єкт
проведення  обов\'язкового  технічного  контролю  складає  протокол
перевірки    його   технічного   стану,   який   видається   водію
транспортного засобу.  У протоколі  зазначається  строк  чергового
проходження обов\'язкового технічного контролю транспортного засобу
відповідно до  періодичності  проходження,  встановленої  частиною
восьмою цієї статті.

     Бланк протоколу   перевірки  технічного  стану  транспортного
засобу є документом суворого обліку.

     Технічний опис та зразок протоколу перевірки технічного стану
транспортного засобу затверджує Кабінет Міністрів України.

     Забезпечення суб\'єктів  проведення  обов\'язкового  технічного
контролю   бланками   протоколів   перевірки   технічного    стану
транспортного  засобу,  а також доступом до загальнодержавної бази
даних   про   результати   обов\'язкового    технічного    контролю
транспортних  засобів  здійснюється  на  платній  основі.  Порядок
забезпечення   суб\'єктів   проведення   обов\'язкового   технічного
контролю    бланками    протоколів,    доступом    до   зазначеної
загальнодержавної бази даних та  розмір  плати  за  надання  таких
послуг встановлює Кабінет Міністрів України.

     Обов\'язковий технічний   контроль  транспортних  засобів,  що
належать  військовим  формуванням  та  органам  внутрішніх  справ,
покладається на ці формування та органи.

     Обов\'язковий технічний  контроль тракторів,  самохідних шасі,
самохідних    сільськогосподарських,    дорожньо-будівельних     і
меліоративних    машин,   сільськогосподарської   техніки,   інших
механізмів здійснюється в порядку, визначеному Кабінетом Міністрів
України.

     Центральний орган   виконавчої   влади   з   питань   нагляду
(контролю) в агропромисловому  комплексі  створює  і  веде  реєстр
суб\'єктів  господарювання,  які  здійснюють обов\'язковий технічний
контроль     тракторів,      самохідних      шасі,      самохідних
сільськогосподарських, дорожньо-будівельних і меліоративних машин,
сільськогосподарської техніки,  інших механізмів, а також здійснює
державний   контроль   за   додержанням  такими  суб\'єктами  вимог
законодавства в цій сфері.

     На кожний     трактор,     самохідне     шасі,      самохідну
сільськогосподарську,  дорожньо-будівельну  і меліоративну машини,
одиницю сільськогосподарської техніки,  інший механізм, що пройшов
обов\'язковий  технічний  контроль  і згідно з протоколом перевірки
технічного стану визнаний технічно справним, уповноважений суб\'єкт
господарювання   видає   протокол   перевірки   технічного   стану
транспортного засобу.

     Порядок проведення    обов\'язкового    технічного    контролю
транспортних   засобів,   зареєстрованих   іншими   уповноваженими
державними  органами,  затверджує  Кабінет  Міністрів  України  за
поданням цих органів\";
Джерело: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/law2/main.cgi?nreg=3565-17&myid=4/UMfPEGznhhqJg.ZilsJKtLHI4OUs80msh8Ie6
Авто - ЗАЗ-110307 1,2S 2003 р.. Пробіг - 30 500 км.